ЦНИИОИЗ совместно с НМИЦ терапии и профилактической медицины представили результаты исследования об уровне грамотности населения в вопросах профилактики и лечения болезней. Кроме прочего, авторы документа создали тематические рекомендации для врачей и клиник, которые должны улучшить осведомленность пациентов о профилактике болезней. Врачам, например, рекомендовали усовершенствовать навыки изложения информации для пациентов, а также избегать «менторского» тона для создания доверительной атмосферы.
Главной частью исследования стал опрос населения, позволивший выявить уровень медицинской грамотности – в среднем по стране показатель составил 67,2 балла из 100 возможных, 20,4% россиян имеют наиболее высокий уровень осведомленности. В опросе приняли участие 2,6 тысячи респондентов старше 18 лет из всех федеральных округов, их средний возраст составил 42 года.
Участников опроса просили оценить состояние своего здоровья, рассказать о вредных привычках, затем шел блок вопросов, посвященный грамотности в вопросах профилактики болезней, их лечения и укрепления здоровья. Кроме прочего, оценивалась «навигационная грамотность», то есть способность находить и использовать информацию для ориентации в системе здравоохранения, – у 49,7% опрошенных она оказалась на низком уровне.
Было выявлено, что только малый процент населения разбирается в том, как именно лечить болезни. Это исследователи посчитали позитивной тенденцией, поскольку, по их мнению, пациенты должны доверить оказание медпомощи профессионалам – медицинским работникам.
По результатам опроса созданы рекомендации для врачей и медорганизаций для улучшения показателя медицинской грамотности. Авторы рекомендаций советуют врачам соблюдать баланс при информировании населения, чтобы пациенты меньше занимались самолечением, но больше – профилактикой заболеваний.
Так как медики, указано в документе, – основной источник информации о здоровье, рекомендовано усиливать у них «навыки понятного изложения информации». Как гласят рекомендации, врачам не следует ставить пациента ниже себя, нужно избегать «менторского тона», говорить на понятном для граждан языке, использовать конкретные примеры и сравнения, «короткие, запоминающиеся предложения».
Следует обучать навыкам взаимодействия не только медицинский персонал, но и всех сотрудников организации – от руководителей до уборщиков служебных помещений, подчеркивают авторы рекомендаций.
Минздрав и его подведомственные учреждения периодически выпускают правила общения медперсонала с пациентами, речевые модули. В декабре 2022 года ЦНИИОИЗ опубликовал методические рекомендации по записи на прием к врачу, где был составлен список фраз-провокаторов, которых следует избегать операторам кол-центров.
В мае министерство выпустило речевые модули, которые должны использовать акушеры-гинекологи при беседе с решившейся на аборт женщиной.