Контрагенты «Биотэк» в 2022 году подали к фармкомпании иски в общей сложности на 1,1 млрд рублей, следует из базы данных арбитражных судов. Самый крупный из них – от «Джонсон & Джонсон». Сумма судебных требований к организации за предыдущие четыре года – в шесть раз меньше.
С января 2022 года «Биотэк» выступал ответчиком по 24 делам. Большая часть исков на сумму 900 млн рублей уже удовлетворена. В мае Арбитражный суд Москвы постановил, что компания экс-сенатора Бориса Шпигеля должна выплатить 394,7 млн рублей ООО «Промомед ДМ». В октябре суд взыскал с «Биотэк» 418 млн рублей по иску ООО «Джонсон & Джонсон». Российское подразделение американской фармкомпании подало иск к «Биотэк» весной, в нем оно требовало взыскать с компании Шпигеля 580,7 млн рублей задолженности по договору поставки от 1 января 2021 года и проценты за пользование чужими средствами с февраля по октябрь 2022 года в размере 21,5 млн рублей.
«Биотэк» в течение 2022 года также подал к своим контрагентам 14 исковых заявлений на сумму 49,3 млн рублей.
В октябре три организации – ООО «Эллара», «Банк «Санкт-Петербург» и «Гротекс» – уведомили о намерении обратиться в арбитражный суд с иском о банкротстве «Биотэк».
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, выручка «Биотэк» в 2021 году составила 13,2 млрд рублей, что ниже выручки за 2020 год почти в 2,5 раза (тогда она составила 32,4 млрд рублей). В прошлом году убыток компании составил 1,6 млрд рублей, тогда как в 2020 году зафиксирована прибыль в размере 1,07 млрд рублей.
Ситуация в компании начала ухудшаться после ареста Бориса Шпигеля, его жены Евгении и директора ОАО «Фармация» Антона Колоскова в марте 2021 года. Все трое задержаны по обвинению в даче взятки экс-губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву в целях отдачи предпочтений компании «Биотэк» при заключении госконтрактов в регионе. Посредниками со стороны Белозерцева проходят сотрудники администрации Пензенской области Геннадий Марков и Федор Федотов. Все обвиняемые с марта 2021 года содержатся в СИЗО «Матросская тишина».
В апреле 2022 года Следственный комитет РФ завершил расследование уголовного дела, однако ведомство не смогло сразу передать дело в Генпрокуратуру, потому что адвокаты Бориса Шпигеля затянули процесс ознакомления с материалами. В конце октября Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение.