Министр юстиции России Константин Чуйченко предложил провести ревизию работы медицинской службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Инициатива связана с неснижающимся уровнем смертности заключенных. По словам Чуйченко, этот показатель не изменился, несмотря на сокращение численности спецконтингента.
«Здесь нужно проанализировать причины, провести ревизию медицинского обеспечения и добиваться улучшения показателей. Надо помнить, что это не просто цифры, а человеческие жизни», – отметил Чуйченко на расширенной коллегии Минюста.
Регуляторы уже не первый год пытаются улучшить работу медслужбы ФСИН. Например, в мае 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы (УИС) на период до 2030 года. В тематическом распоряжении отдельный раздел посвящен совершенствованию «медицинского обеспечения» и санитарно-эпидемиологическому благополучию людей, содержащихся в учреждениях УИС. Правительство предложило УИС участвовать в государственной программе «Развитие здравоохранения».
Согласно распоряжению, совершенствование медслужбы предполагает «обеспечение реализации гарантированного права на беспрепятственное получение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, информации о своем здоровье, ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья, получение консультаций врачей-специалистов медицинских организаций» государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В сентябре 2022 года Минюст внес изменения в перечень тяжелых заболеваний, которые препятствуют отправке подозреваемых или обвиняемых в СИЗО. Обновленный ведомственный приказ, разработанный совместно с ФСИН и Минздравом, включает 90 болезней в соответствии с последней версией МКБ-10: перечень пополнили некоторые виды туберкулеза, лейкоз, различные онкологические болезни, заболевания крови, эпилепсия и болезнь Паркинсона.
В Госдуме в октябре 2022 года собрали рабочую группу по подготовке законопроектов о поддержке заключенных с инвалидностью. Правозащитники предлагают на этапе судебного разбирательства вообще не помещать людей с инвалидностью в СИЗО, а назначать им домашний арест.
Вторая инициатива – не помещать инвалидов первой группы в колонии для пожизненно осужденных и не назначать им больше 20 лет лишения свободы. Еще одна инициатива касается индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов. Правозащитники уверены, что в местах лишения свободы она не реализуется.
По словам представительницы президентского Совета по правам человека Евы Меркачевой, сейчас в учреждениях ФСИН содержится около 17,8 тысячи человек с инвалидностью, причем 423 заключенных имеют первую, самую тяжелую, группу инвалидности.