Без рубрики

ЧЕТЫРЕ КРУПНЕЙШИЕ ЧАСТНЫЕ КЛИНИКИ ВЫРУЧИЛИ 96,1 МЛРД РУБЛЕЙ В 2021 ГОДУ

ГК «Медси», ЕМС, ГК «Мать и дитя» и «СМ-Клиника» в 2021 году совокупно выручили 96,1 млрд рублей (на 24,5% больше, чем годом ранее). Драйвером роста для EMC и «СМ-Клиники» стало лечение в условиях дневного и круглосуточного стационаров, в «Медси» и «Мать и дитя», напротив, наметилось снижение загрузки стационарных мощностей.

Финансовые результаты

На первом месте традиционно ГК «Медси», выручившая 30,1 млрд рублей (+20,2% год к году), далее следует ГК «Мать и дитя» с выручкой 25,2 млрд рублей (+32%), с минимальным отрывом на третьей позиции оказался ЕМС – 25,1 млрд рублей (+26,3%), замыкает четверку лидеров «СМ-Клиника», выручка которой составила 15,7 млрд рублей (+25%). Наибольшую динамику – 32% год к году – показала ГК «Мать и дитя», наименьшую – ГК «Медси» (20,2%).

Показатель EBITDA  «Мать и дитя» в 2021 году вырос на 37,7% год к году – до 8,276 млрд рублей (в 2020 году – 6 млрд рублей), а рентабельность по EBITDA составила 32,8%. Денежный поток от операционной деятельности увеличился на 30,5% – до 8,499 млрд рублей. «Медси» раскрывает показатель OIBDA  – в 2021 году он составил 7,3 млрд рублей (2020 год – 6,9 млрд рублей). «СМ-Клиника» пока не смогла поделиться такими данными с Vademecum. 

Средний чек

В ГК «Медси» средний чек сократился на 7% год к году – до 3 тысяч рублей. По данным группы, это обусловлено снижением средней стоимости услуг по стационарному лечению, но компенсировано ростом числа посещений и лабораторных услуг. Средний чек ГК «Мать и дитя» в стационарах Московского региона достиг 83 тысяч рублей (+22,8%), в регионах – 35 тысяч рублей (+10,5%). У ЕМС средний чек за услуги поликлиники составил 262 евро (снижение на 0,6% по сравнению с 2020 годом), в круглосуточном стационаре – 7 664 евро (+10,2%, в основном за счет дерматологии, маммологии и косметологии), в дневном стационаре – 4 908 евро (снижение на 25,9%).

Операционные показатели

В 2021 году количество амбулаторно-поликлинических визитов в ЕМС составило 590,8 тысячи (+12,7%),  госпитализаций в стационар (в основном за счет дневного стационара) – 24,8 тысячи (+82,8%). Госпитализации проводились в первую очередь по профилю «онкология» и в связи с оказанием таких услуг, как химиотерапия, лучевая терапия, а также ПЭТ-диагностика. В круглосуточные стационары ЕМС поступили 9,2 тысячи человек.

В сети «СМ-Клиника» также наблюдается рост спроса на услуги стационара –  на 31% против 2020 года. Основными направлениями стали общая хирургия, колопроктология, пластическая хирургия, урология и отоларингология.

Количество госпитализаций в «Медси» составило 57 тысяч (+14% год к году). Среди основных направлений – онкология, COVID-19, хирургия и травматология. Количество уникальных пациентов увеличилось до 1,1 млн человек (+26,3%). Снижение загрузки в стационарах до 83% связано со снижением объемов помощи по химиотерапии в дневном стационаре из-за ограничения объемов ОМС, а также со снижением объема стационарных услуг в связи с  COVID-19.

Количество амбулаторных посещений в ГК «Мать и дитя» в 2021 году увеличилось на 15,2% по сравнению с 2020 годом – до 1,9 млн. Количество койко-дней в стационарах Московского региона в IV квартале 2021 года снизилось на 16% год к году. В группе это объясняют «эффектом высокой базы поступавших пациентов с коронавирусом во временно перепрофилированный под лечение COVID-19 онкологический центр «Лапино-2» в конце 2020 года».

Экспансия, M&A, привлечение инвестиций

В отчетном периоде крупнейшие частные клиники предпринимали различные усилия для расширения своего присутствия и укрепления своих позиций. В ноябре 2021 года «Медси» запустила лабораторную сеть Smartlab с производственным комплексом общей площадью более 2 тысяч кв. м и мощностью 20 млн исследований в год на базе Клинической больницы в Отрадном. В проект было вложено 400 млн рублей. Также компания купила активы «Национальной медицинской сети» – сети клиник  «Промедицина» (Башкирия) и «Диалайн» (Волгоградская область). Их совокупная выручка составляла 2 млрд рублей. Кроме того, в 2021 году состоялось открытие госпиталя на Мичуринском проспекте в Москве и нескольких клиник в формате «у дома»: две – в Москве и одна – в Санкт-Петербурге.

В 2021 году ГК «Мать и дитя» тоже начала открывать лабораторные пункты под брендом MD Lab, планируется запустить сеть в Москве и Московской области. В 2022 году группа запустила в Санкт-Петербурге клинический госпиталь «MD Лахта», вложив в проект 2 млрд рублей из собственных средств. В первое время многопрофильный медцентр должен был принимать только пациентов с COVID-19. Затем в эксплуатацию был введен клинический госпиталь «Тюмень-2» площадью 9 тысяч кв. м со стационаром на 150 коек.

«СМ-Клиника» в 2021 году открыла еще один филиал в Санкт-Петербурге. Площадь медцентра, расположившегося в районе метро «Купчино», составляет 1 550 кв. м. В январе 2022 года открылись два филиала сети: детский медицинский центр с круглосуточным стационаром в Москве, инвестиции в проект которого составили порядка 650 млн рублей, и медцентр в Иваново, с объём инвестиций 682 миллиона рублей. В конце марта 2022 года в столице открылся 24-й амбулаторный медицинский центр для взрослых и детей. В проект было инвестировано около 700 млн рублей.  

Летом 2021 года ЕМС разместил около 40 млн глобальных депозитарных расписок (GDR) в ходе IPO на Московской бирже. Планируемый ценовой диапазон составил от $12,5 до $14 за одну ценную бумагу. В 2022 году планируется запустить клинику на базе Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ). Этот проект будет ориентирован на лечение онкозаболеваний по ОМС для пациентов из Московской области. Финансовые вложения оцениваются на уровне 800 млн – 1 млрд рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *